Итак, сегодня! Наконец-то! Одна из самых главных тем фантастики; тема: «Роботы!»
Вы пробуждаетесь. Вы выполняете ежедневно одинаковые функции. У вас расписание, система, обязанности. Вы каждый день монотонно занимаетесь работой, которую на вас кто-то возложил.
Вы люди? Или уже нет?..
С нашим современным образом жизни нам проще представить, каково было бы роботам жить среди людей, выполнять их грязную работу и при этом знать, что они всего лишь инструмент. Что они изначально созданы для людей, а не для себя.
Что бы вы сделали, будь вы на их месте? О чём бы вы думали? Хотели бы дружить или воевать? И хотели бы вы вообще быть на их месте? Нужно ли людям делить своё существование с роботами или даже самые благие намерения неизбежно приведут к катастрофе?
Об этом снято столько фильмов, хороших и плохих. Столько рассказов с разлетевшейся во все стороны фантазией. Столько мыслей бороздят умы, а точных ответов всё так и нет до сих пор.
Почему? Потому что всё это наше будущее, и ответы на вопросы тоже там… О том, какой мир роботов и людей может быть в будущем, в сегодняшнем вечере с МДС!
Приятного прослушивания, дорогие мягкотелы!
Генри Каттнер, Кэтрин Мур — «Двурукая машина»
После разрушительных войн исчезли последние общественные системы, человек утратил моральные категории, индивидуализм достиг такой стадии, что не было средств, способных удержать людей от преступлений.
И тогда машины создали фурий. Стальные фурии открыто шествовали по улицам, неотступно преследуя свои жертвы…
Можно ли обмануть фурию?
Айзек Азимов — «Робот ЭЛ-76 попадает не туда»
Потерялся робот ЭЛ-76! Он остался на земле, хотя его позитронный мозг запрограммирован только на работу в лунных условиях. Люди волнуются, а уж каково самому ЭЛ-76… Под ногами вместо лунных кратеров какая-то зелень, люди вокруг почему-то ходят без скафандров и, завидя его, кидаются бежать… И инструмент для работы — «десинто» приходится конструировать самому из того, что валяется во владениях единственного человека, который не испугался робота — Рэндольфа Пэйна.
Фред Саберхаген — «Мистер Шутник»
На некой одинокой планете десятилетия беспечности и спокойствия подорвали оборону, сделав её практически беззащитной. И тогда во всеоружии явился берсеркер. Но ему забыли объяснить — а что такое жизнь, которую он должен уничтожать… Взирайте же! И посмейтесь вместе с ним…
Аллен Стил — «Самсон и Далила»
Конструкторы корпорации «Ланг Электроникс» создали сразу два прототипа бытовых самообучающихся роботов третьего поколения из серий «Страж» и «Компаньон». Эти роботы помогут «Лангу» выиграть гонку со своим конкурентом, «Киберсервом». Но завод не может серийно выпускать сразу два типа новых роботов. Необходимо выбрать какой-то один проект. Какой же из роботов лучше? Это должно решить соревнование.
Гарри Гаррисон — «Как умер старый мир»
Безумный учёный, любивший роботов больше людей, втайне от других соорудил машины. Распространив экземпляры по всему миру, он сделал процесс необратимым. Нет, роботы не хотели убить людей — они просто не знали об их существовании и были поглощены одной только идеей – созданием идентичных машин. Люди же потерпели крах…
Фредерик Пол — «Переквалификация»
Безработный сельскохозяйственный робот переквалифицируется в мелкого уголовника…
Клиффорд Саймак — «Разведка»
Когда утром Крейн пришел на работу в редакцию, его пишущая машинка сообщила ему, что ее раскрепостили. ОНИ – пришельцы с далекой звезды – дали ей свободу. Как и другим машинам и механизмам…
Михаил Кликин — «Самый лучший внук»
Робот был единственным другом старушки, он ухаживал за ней, переживал за неё, жил её заботами. А старушка очень ждала единственного внука в гости. Вот внук пришёл и решил, что робот здесь лишний. Обмануть старую женщину легко, а вот совесть успокоить сложно.
Станислав Лем — «Загадка»
Два Святых Отца обсуждают извечный богословский вопрос о происхождении жизни. Один из них настроен очень строго, другой более либерально и склонен прощать ближним своим их заблуждения.
И ничего бы здесь особенного, но ученые разговоры ведут представители цивилизации роботов: Отец Цинконий, доктор Магнетикус, поскрипывающий при всяком движении, поскольку не смазывается, умерщвляя свою металлическую плоть, и высокоученый Отец Хлориан.