ИНТЕРВЬЮ НА САЙТЕ ИА «НТА ПРИВОЛЖЬЕ» 18.04.2024
Андрей Эддисон: “Самая великая цель, когда ты продвигаешь человеку книги, даёшь ему возможность читать”.
“Модель для сборки” – культовая российская радиопрограмма, выходившая в эфир с 1995 года, позднее перешедшая в формат подкастов. Проводятся и живые мероприятия. Впервые проект выступил в Нижнем Новгороде с мини-туром “Голос галактики”. Мы пообщались с Владиславом Коппом, (автор программы и литературный ведущий) и Андреем Эддисоном (диск-жокей и продюсер программы МДС).
Хотелось бы поблагодарить вас и всю команду, что вы, так немножко неожиданно, после Москвы и Питера приехали в Нижний Новгород. Ну, я как человек, который давно слушает передачу, скажу честно, был сильно удивлён. Скажите, пожалуйста, с чем связан выбор именно Нижнего Новгорода?
Копп: В принципе, в Нижний мы давно бы уже приехали, если бы сложились обстоятельства.
Эддисон: Во-первых, нам действительно очень интересно приезжать в какие-то большие красивые города, которые мы так или иначе не охватывали. С другой стороны, совпал вопрос площадок. Мы давно уже плотно сотрудничаем и дружим с петербургским Планетарием №1, где мы выступаем уже последние лет шесть, как минимум. Причём ежегодно на День космонавтики. Мы давно уже знали, что здесь в Нижнем Новгороде тоже есть планетарий, и это, в общем-то, условно говоря, одна компания. Возникла идея попробовать сделать такой мини-тур по планетариям, посвящённый Дню космонавтики, на космической неделе. Поэтому мы сделали разбивочку буквально в неделю – два концерта: Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Естественно, выстраивали всё это в единой канве и под одним названием. Это первый раз такой опыт: залы полные, люди рады, значит, все хорошо. И, конечно, мы очень рады приехать сюда. Прекрасный, красивый город. Давно пора.
Спасибо!
Копп: Так что дорожку проторили, скорее всего, повторим.
В следующем году будет, я так понимаю, 30 лет проекту, планируется ли в связи с этим какое-то масштабное турне? Все секреты, наверное, раскрывать преждевременно…
Эддисон: Да, преждевременно, потому что не все они обсуждены, не все доработаны. Ну, конечно, год тридцатилетия, это… Понимаете, в чем дело? Мы все-таки не настолько концертный коллектив, чтобы катать прям, как нормальные артисты катают каждый день…
Копп: К юбилеям мы относимся, по-разному, конечно… Спокойно в целом… Ну да, хорошо. Вот веха, идём спокойно дальше.
Эддисон: Тут скорее смысл в другом… Тут целый год. Если мы до него доживём и всё будет нормально, будут силы и возможности, то, да. На весь год какие-то интересные проекты, безусловно, будут запланированы. И, возможно, какие-то выезды будут запланированы. Мы не будем катать тур прямо изо дня в день. Это в нашем случае было бы сложновато по целому ряду причин. Но, если получится, выезды и концерты, посвящённые тридцатилетию, мы сделаем. И хотелось бы, конечно, попробовать посетить ещё как минимум несколько интересных городов. Нижний Новгород, я думаю, будет в их числе.
Есть ли какие-то различия между выступлением в разных географиях – в Москве, Питере и Нижнем Новгороде? Как вам публика? Какие особенности вы отметили, выступив у нас?
Эдиссон: На мой взгляд, разница, есть. У вас очень организованная публика. Вот, что можно отметить, так прямо все очень быстро, чётко.
Копп: Это да. Я бы сказал, что чуть более сдержанная публика, но это просто в силу того скорее, что в Москве публика, которая к нам ходит, приходит чаще. Да и мы уже друг к другу привыкли. В общем, многие лица мы видим достаточно часто…
Эддисон: Хотя и новые тоже приходят до сих пор.
Копп: Более того, за всю историю программы много раз бывало такое, что кто-то приводил своих родителей, бабушек и дедушек… С течением времени стали приводить своих детей. Да, когда человек подходит и говорит, я вас с детства слушаю, это, конечно, с одной стороны, радует, с другой, уже как-то даже… намекает на возраст.
Эддисон: Да, по поводу публики – публика отличается, это правда. Ну, атмосфера положительная, тёплая, хорошая. Публика, организованная прям чётко вовремя пришли. Ровно все строем, зашли, сели. Класс! У нас иногда Питер заходит, как хочет вообще… Москва, там тоже по разному уже, но мы хотя бы там многих уже знаем… Это нормальная особенность, за этим, в том числе и приезжаешь. Это очень интересно посмотреть, как отработали вот этот город, а как вот этот, какой вообще отзыв, какой фидбэк получили, как людям в глаза посмотрели и как они? Мне кажется, люди ушли довольные. Это самое главное, когда мы видим, когда люди подходят, благодарят и уходят довольные. Значит, мы своё дело сделали хорошо, и в этом кайф.
Скажите, пожалуйста, вот все-таки уже 29 лет выступлений… Сейчас очень модной становится тема такого профессионального выгорания. Я понимаю, что вы люди творческие, но нет ли вот какой-то, может быть, какой-то усталости?
Копп: Я вам по секрету скажу – усталость есть у всех. Но… Любое дело, которое делается не только ради себя, а ещё для кого-то, оно вот этим и питает. Только за себя могу сказать, что бывает, что перед началом выступления я могу находиться в разном состоянии, даже полупаническом. Но, как только я вижу собравшийся зал, благожелательные лица людей, всё встаёт на свои места. Мы вливаемся в рабочий ритм и делаем всё, что делали.
Эддисон: В целом, если вы спросите у любых артистов, музыкантов, актёров, кого угодно, кто отработал, тем более в одном плюс-минус коллективе, на такой дистанции. Я не думаю, что будет кто-то, кто скажет, что нет выгорания, что они все как в первый раз. Если есть такие, ну, это кайф, конечно, это круто. Здесь даже дело не в этом. Есть понятие все-таки того, что есть в жизни какие-то вещи, и других уже не будет. Что-то может быть, но вот такого проекта условно уже в жизни ни у кого не будет. И надо его хранить, и относиться к нему бережно и с уважением. И вот это даёт силы не выгорать. Это даёт силы, когда хочется где-то поругаться, где-то сдержаться, да, там в коллективе всегда есть какие-то там вопросы…
Копп: Вот именно по этой причине мы стараемся не делать наши выступления слишком частым.
Я помню, был в своё время такой, как мне показалось, очень интересный эксперимент, когда вы читали Гоголя под классическую музыку…
Эдиссон: Давно, очень давно…
Но до сих пор у меня такое очень атмосферное восприятие этого произведения во многом благодаря именно вам Хотя, конечно, я его читал ранее. Но такая подача была совершенно новая. Планируется ли может быть, продолжить эту историю и добавить немножко классики, не только электронику?
Эддисон: Мы сейчас как раз только-только записали Десятый юбилейный сезон подкастов на портале SoundStream. Собственно, это та же радиопрограмма, которая была, просто мы её перенесли в интернет, как бы вот и там как раз очень много классики. Классики литературной, прежде всего. Что касается классики музыкальной, всё-таки надо понимать, что мы диск-жокеи. Мы плоть от плоти выросли с электронной музыкой в разных её вариациях, ипостасях… С классикой, конечно, нам работать немножко тяжеловато. Но другой вопрос, что есть очень много современных электронных проектов, которые в своём творчестве используют элементы классической музыки. Иногда у нас в треках проскальзывают некоторые элементы виолончели, контрабасов, скрипок… Если работать на чистой классике – мы рискуем превратить концерт в консерваторию и филармонию. Это не совсем наша цель. Фрагментарно использовать там, где это будет разумно, да, вполне возможно.
В какой-то момент, мне кажется, произошёл разворот от авторов западных к отечественным…
Эддисон: Сейчас уже обратный разворот. Уже много читаем и западных. Идёт обратная тенденция. Мы в девяностые годы, когда занавес железный рухнул, и эта вся лавина, классической импортной американской фантастики вывалилась на наш рынок, конечно, с ней работали. Во-первых, это было просто, это было можно, и это было очень круто. И, честно говоря, 80% её мы просто перечитали… Ну и сейчас находим, как к этому вернуться. Сегодня Айзека Азимова читали, куда ещё более классический.
В своё время вы прочитали цикл рассказов Виктора Пелевина и даже целый роман “Generation P”. Не планируется ли возврат к нему, поскольку у него достаточно много коротких рассказов из раннего творчества?
Эддисон: Вот с Пелевиным сложно…
Копп: Сложно, потому что нужно разрешение. Авторские права — это всегда был основной камень преткновения к прочтению чего-то.
Эддисон: И его же не найдёшь нигде. У нас есть люди, с кем мы договаривались.
Копп: Причём рассказы, которые когда-то были прочитаны, они читались вот тоже просто от вольного. Потому что, девяностые… Тогда даже об этом никто не задумывался. А вот с “Generation P” – интересная история. Роман был прочитан после того, как я зашёл в издательство, где тогда издавался Пелевин, которое находилось в соседнем с радиостанцией здании. Просто зашёл в pr-отдел и сказал – “так и так, у нас вот есть программа, у вас есть вышедшая книга, которую я бы очень хотел на этой программе прочитать”. Они: “Ну ладно, подумаем. Приходите через пару дней”. Через пару дней прихожу – “да, всё согласовали, всё можно”. Так это делалось тогда.
Завершающий вопрос, даже может быть, такая вот просьба — дайте какое-то напутствие слушателям, и к аудитории, все-таки с уклоном на наших нижегородцев, чтобы вы пожелали? Читать хорошие книги?
Копп: Да почему только с уклоном? Вообще всем, всем абсолютно, кто услышит это интервью, я бы пожелал хороших книг, хорошей музыки, жить своим умом, делать правильные выводы на основании правильных умозаключений. И в общем радоваться жизни.
Эддисон: Да, лучше и не скажешь. А вообще когда-то, люди нам еще в 90е годы в программу писали, что “благодаря вам мы стали читать”. А это там условно 95, 96 год. Понятно, что люди не очень тогда сильно читали. Времена были немножко другие. И когда приходили вот такие письма, это было самое великое счастье. И самая великая цель, когда ты продвигаешь человеку книги, даёшь ему возможность читать, заново что-то для себя осмысливать. Самое большое пожелание, которое могло быть и самая большая наша цель. Это важно, когда люди такое пишут. Значит, мы что-то сделали правильно.
Автор: Владимир Яшин