Влад Копп: “Слушайте внутренний голос”
Опубликовано 30 ноября’03
“Барон Мюнхаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет. Абсолютно нереальные события в реальном времени — программа «Модель для сборки». Стопроцентный эффект присутствия в уникальном путешествии без движения. Мы моделируем мечты, которые когда-то станут явью. Саундтрек DJ Инкогнито*, текст читает Влад Копп. «Модель для сборки» не имеет возрастных ограничений, противопоказаний и побочных эффектов. Незаметно присоединяйтесь!”
Так начиналась «Модель для сборки» каждый четверг в полночь, когда еще была жива «Станция»**. Год 97-й, 98-й, 99-й… Мы слушали ее, мы записывали ее на кассеты, мы обсуждали ее. МДС была не просто передачей, она была культом. Сегодня на «Серебряном дожде» она другая — это и понятно — столько воды утекло. А голос все тот же.
Беседуя с Владом в кафе, не ощущаешь «стопроцентного эффекта присутствия», но нотки, интонации угадываются, затрагивают за живое. «Что поведать тебе, маленькая серебристая коробочка?» — говорит он тем самым голосом моему диктофону…
@: Ты ведь учился в театральном училище. Почему ты решил стать актером?
В.К.: Недавно я читал интервью с Фаиной Раневской, где ее спросили, почему она постоянно переходила из одного театра в другой, долго нигде не задерживаясь. Она ответила: Искала высокое искусство. — И как, нашли? — Нашла, в Третьяковской галерее.
Наверное, я тоже пытался найти высокое искусство. При этом так получилось, что после окончания театрального училища я ни дня не проработал в театре. Раз не сложилось — значит, не сложилось, хотя я не зарекаюсь. Придет в голову —возьму и реализую театральный проект.
@: Значит, совсем не пробовал в театре работать?
В.К.: Практически не пробовал. После окончания института попал на телевидение, сначала поработав ди-джеем. А после телевидения случилось радио… в общем, закрутилось.
«Что поведать тебе, маленькая серебристая коробочка?»
@: А что делал на телевидении?
В.К.: Давным давно я пошел устраиваться на фирму Biz Enterprises, которая собиралась открыть радио, но радио не открылось — зато открылось телевидение. На канале «2х2» появились ночные музыкальные новости BizTV. С 1994 по 1997 год я там и трудился. В Москве это были первые ночные новости музыкального формата. Выходили мы в эфир в 2 ночи, тем не менее, к моему удивлению, это кто-то смотрел. А когда я начал путешествовать по московским ночным клубам, выяснилось, что нас смотрят достаточно активно. У ведущих BizTV тогда начали определяться пристрастия по музыке: Тутта Ларсен сразу ушла в роковый андеграунд, я стал специализироваться на электронике, другие ведущие окучивали попсу — в общем, у всех появились свои пристрастия. Вскоре я услышал, что открывается радио, которое будет посвящено моей любимой музыке — электронной, — и мне захотелось поучаствовать в этом процессе. Тут я вспомнил старинную традицию — театр микрофона или радио-театр.
@: То есть ты пришел на радио «Станция» с готовой идеей?
В.К.: Собственно, это случилось даже не на «Станции», а в клубе «Титаник», где я встретил тогдашнего программного директора «Станции» и озвучил ему идею, а именно: под музыку ди-джея читать какие-то рассказы, соответствующие вот этой музыке.
Для каждого человека есть какие-то области деятельности, в которых он может достигнуть невероятных успехов.
@: Помнишь, что первое читал?
В.К.: «Падение дома Ашеров» Эдгара По.
@: Почему в «Модели для сборки» ты читаешь в основном фантастику?
В.К.: Я с детства очень любил фантастику. Кроме того, по-моему, фантастика — самая правдивая литература на данный момент, потому что позволяет себе поднимать такие вопросы, которые другая литература обходит стороной. Кстати, я ведь читаю не только фантастику, но и просто странную литературу. Чаще всего это короткие рассказы, хотя я и люблю толстые книжки.
@: Когда ты задумывал «Модель», думал о ней, как о коммерческом продукте?
В.К.: Совсем нет. Просто хотелось этим заниматься, хотелось делиться со всеми желающими тем, что я сам знаю, читал и могу передать.
@: После того, как умерла «Станция», программа выходила на МУЗ-ТВ, как это было?
В.К.: Через год после «Станции» мы появились на телевидении, а потом начали выходить на «Серебряном дожде». На МУЗ-ТВ мы продержались ровно год в формате реального видео. Это было компромиссное решение, но как получилось — так получилось.
@: Как сильно изменилась «Модель» за это время?
В.К.: Начнем с того, что начинал я с одним человеком, сейчас — с другим. С DJ Инкогнито мы познакомились, когда я пришел на «Станцию» разговаривать более предметно о начале вещания. Он-то и предложил название «Модель для сборки», за что я ему очень благодарен. Вообще «Модель», конечно, сильно изменилась.
@: Сейчас ведь выходит архив «Модели»?
В.К.: Да, с лейблом «Говорящая книга» мы выпускаем лицензионный архив. Архив, кстати, создавался слушателями, мы никогда ничего не записывали специально. Некоторые просто собирали и переводили в формат mp3, а некоторые, кстати, сделали на этом бизнес — без всякого нашего согласия и участия. В интернете сейчас можно прикупить архив, говорят даже, что архив продается с моим автографом.
@: Чем занимаешься помимо «Модели»? Работаешь где-то?
В.К.: Поскольку «Модель» дала большую практику в голосовом отношении, то периодически что-то записываю, что-то озвучиваю, недавно в рекламе снялся, озвучил пару фильмов.
@: Знаю, что иногда читаешь вживую, в клубах. Недавно в «Этаже», до этого в «Библиотеке»…
В.К.: И до «Библиотеки» тоже бывали попытки, но именно попытки, потому что я пока не видел места, в котором можно было читать так, чтобы люди испытывали те же эмоции, которые они испытывают, сидя дома и слушая радио.
@: Хочется найти такое место?
В.К.: Конечно, хочется. В итоге придется создавать свое. Вообще я считаю, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. А у нас все время получается так, что если человек чего-то хочет сделать, то ему придется освоить 10 смежных специальностей, потому что если не сделаешь сам, то не сделает никто.
@: Какие планы? Что будет через 10 лет?
В.К.: Не будем загадывать так далеко, через 10 лет — мало ли что через 10 лет случится… «Модель» интересна, но я понимаю, что когда-нибудь я перечитаю все интересные для меня книжки, и мне будет нечего делать. Уже и сейчас периодически возникают такие ситуации, когда я понимаю, что сегодня я хотел бы почитать определенный рассказ, но уже его читал. Иногда я даже позволяю себе дубль.
Внутренне я готов, скажем, запеть, но я, также как и все жители нашей страны, смотрю телевизор, вижу, что происходит на эстраде, и понимаю, что все, что я хотел бы петь, не покатит, либо надо будет начинать с нуля, создавать аудиторию…хотя может быть… опять же, вся жизнь впереди.
@: Наш традиционный вопрос: что можешь посоветовать молодежи?
В.К.: Хм…Как можно скорее понять свою меру во всем и четко определить область, в которой меры нет. Для каждого человека есть какие-то области деятельности, в которых он может достигнуть невероятных успехов. Чем раньше человек поймет, в какой области он способен взлететь до самых высот, тем лучше, иначе впоследствии останется только жалеть о зря потраченном времени. С другой стороны, желаю спокойствия. Потому что можно участвовать одновременно в десяти проектах и не добиться ничего толкового ни в одном из них. Мне кажется, в каждом человеке сидит правильный внутренний голос, который нашептывает, что необходимо, что желательно, а что вообще не нужно. Желаю всей молодежи научиться слушать этот голос.