Новый формат “Модели для сборки” 2003
По материалам mp3.rudn.info :
Культовая передача Влада Коппа, выходившая на радиостанции «Станция 2000», обретает вторую жизнь: самый необычный и интригующий радио-проект выходит теперь в формате аудио-книг.
The Beginning
Осенью 1995 года в клубе «Титаник» произошла встреча, подарившая стране качественно новый литературно-музыкальный проект. Влад Копп предложил одному из руководителей только создаваемой радиостанции “Станция 106.8 FM” Виктору Канисевичу чтение научно фантастической литературы под музыку. На Станции Копп познакомился с DJ-ем Incognito и смог заразить его своей идеей. Так родилась передача, получившая название «Модель для сборки». Шло время, проект обзавелся поклонниками, Фан-клубом и Интернет сайтом. Безмятежное существование было прервано внезапной смертью «Станции 2000». В этот момент “Модель для сборки” резко поменяла музыкальную основу. «В связи с изменениями в судьбе “Станции 2000” передача искала новую форму, и вот тут произошла смена DJ»,- говорит Влад Копп. Вместо DJ incognito появился Габович. Музыка вышла за пределы психоделических рамок и стала представлять такие жанры, как: Ambient, Psychedelic Trance, Dub, Trip-Hop, Electroniсa. Практически полная палитра клубной музыки привнесла в проект новое осмысление материала. Измененная «Модель для сборки» некоторое время выходила на Муз-Тв с приставкой «Элементы». По словам Коппа это было «странное варево», которое, однако, дало авторам ценный опыт, и вскоре передача вновь вышла в эфир на станции “Серебряный дождь”, где и обитает в настоящее время (100.1FM, четверг, 23.00). Пережив свою родину, этот проект не только не растерял старых поклонников, но и приобрел новых. Чем же “Модель” смогла заинтересовать привыкших к разного рода новаторствам радиослушателей.
Принципы моделирования
Идея прочтения литературного текста под музыку не является чем-то новым, этим занимались еще древние славяне, наигрывая на гуслях и живописуя битву где-нибудь на реке Калке. А вот сочетание клубной музыки, фантастической литературы и не менее фантастического голоса рождает действительно новое явление в музыкальной культуре России. Уже само название говорит нам о задачах этого проекта. Слушателю предлагается пофантазировать и по-новому взглянуть на известные литературные произведения, собрать у себя в голове индивидуальное восприятие материала. Таким образом, «Модель для сборки» предполагает развитие творческого восприятия текста. Задача эта упрощается тем, что текст является не сухим романом начала 17 века, а представляет собой фантазию автора. Сам Копп говорит, что выбрал именно фантастику, так как с детства зачитывался книгами отечественных и зарубежных фантастов. Да и идея слияния музыка и прозаического текста возникла у него во время прочтения Толкиена. Однако, в «Модель для сборки» пробиваются и вполне «серьезные» произведения (например, Эрнест Хемингуэй или Василий Шукшин). Влад Копп определяет используемые книги как «книги для тех, кто мечтает». Что вполне правильно с точки зрения направленности проекта. “Ну и что? – скажут некоторые, – подумаешь, кто-то читает книжку в прямом эфире”. Действительно ничего сверхнового здесь нет. Многие актеры, писатели или просто люди с хорошо поставленным голосом перечитывают классику (взять хотя бы Казакова, великолепно читающего Пушкина или всем известную историю о том как в 1938 году в Америке вспыхнула паника после выхода в эфир радиопередачи по роману Герберта Уэллса “Война миров” ). Вот здесь мы и подходим к самому главному.
Звуки музыки
Радиопостановки и радиодрамы появились довольно давно (вспомнить хотя бы «Радионяню»), но музыка в них всегда отодвигалась на второй план, являясь бедным обрамлением слова. В «Модели для сборки» мы наблюдаем совсем иную звуковую картину. Картину, где музыка не просто отражает происходящее, но и является сама по себе отдельным произведением, с его завязкой, кульминацией и завершением. Начиная играть произведение, DJ не знает, как его завершит. И в этом кроется самое главное отличие «Модели для сборки» от радиопостановок. Музыка не прикреплена к тексту неразрывной нитью реальности происходящего. Если в плане текста где-то упадет чашка, то это совсем не значит, что в музыкальном плане мы услышим звук разбиваемого стекла. Музыка передает не сиюминутное состояние мира произведения, а его внутреннюю сущность, его такт и атмосферу, то есть то, что и должна передавать настоящая музыка – настроение. Она не мешает вам воспринимать произведение так, как вы хотите, она не диктует каких то своих законов, она просто подталкивает вас к творческому созерцанию глубинного смысла. Иными словами, если вы не хотите слышать звук разбиваемой чашки вы можете его не слышать. Чашка будет биться так, как подсказывает вам ваше воображение, а не ваши уши. Может быть, вы являетесь поклонником “Матрицы” и для вас вообще нет никакой чашки. Вы присутствуете в развитии сюжета и можете воспринимать мир таким, каким вы его видите.
Единственная и неповторимая, или Смерть пиратам
В связи со всем выше перечисленным проект стал безумно популярен, и любая поисковая Интернет система при вводе «записи «Модели для сборки» будет выдавать вам огромное количество ссылок на людей, заинтересованных в обмене записанными передачами. И практически везде вы будете встречать: «записи слишком низкого качества не предлагать». Увы, но практически все записи качеством не блещут. И те, которые сделаны поклонниками, и те, которые продаются на Савеловском рынке или «Горбушке». Но вот, наконец, свершилось то, чего фанаты, да и просто ценители интересных проектов так долго ждали. Выходят в свет лицензионные записи программы. Трепещите пираты и ликуйте поклонники.
Отличие в две буквы
Самый популярный вопрос на форумах в Интернете, посвященных этой теме, таков: Чем будет аудио версия отличаться от радио? Отвечая на этот вопрос следует остановить наше внимание на одном очень важном аспекте. На протяжении всего своего существования в рамках «Станции» «Модель для сборки» шла за редкими исключениями в прямом эфире. Теперь когда ей предстоит пережить рождение в виде аудио книги меняется процесс восприятия материала.
Прямой эфир держит слушателя в напряжении, не позволяя расслабиться, отвлечься и пропустить тот или иной фрагмент передачи. В результате появляется эффект присутствия внутри текста, и единения с другими людьми, также находящимися у радиоприемников. Это похоже на просмотр фильма в кинотеатре или по телевидению, когда ты знаешь что в этот самый момент тысячи людей смотрят этот самый фильм и, так же как ты, не могут отойти от экранов потому, что реальность невозможно повторить. Аудио версия дает нам иной эффект. Ощущение реальности пропадает. Теперь можно просто нажать на паузу пойти попить кофе и дослушать передачу потом. Это, конечно, нарушает целостное восприятие фрагмента текста, который читается Коппом с таким мастерством, что превращается почти что в законченное произведение, имеющее свое собственное внутреннее строение. Однако иллюзия прямого эфира все же присутствует в совмещении музыки и текста. Ведь DJ импровизирует, а импровизация всегда создает эффект события происходящего в данный момент. Аудиокнига имеет и другие заметные преимущества например мобильность и отсутствие необходимости ждать четверга и настраиваться на «Серебреный дождь». Но главное ее отличие от прямого эфира состоит в том, что это более вдумчивое восприятие, ведь ты можешь остановиться и обдумать услышанное а не метаться от одной мысли к другой в результате не поняв половины текста. А «Модель для сборки» это все-таки в первую очередь отличные книги. Ведь ее задача создать виртуальную реальность, предложить свое понимание музыки, музыки завязанной на тексте, именно музыка вынуждена передавать атмосферу читаемого, а не наоборот, а раз текст является ядром передачи то естественно его нельзя просто пропускать мимо.
Над любой книгой невольно задумываешься. Особенно если это книги таких писателей как: Рэй Брэдбери, Станислав Лем, Михаил Успенский, Роджер Желязны, Сергей Лукьяненко, Стивен Кинг, Роберт Шекли, Айзек Азимов, и многие другие. Так что ценители радио версии могут вздохнуть спокойно. Отличаться от оригинала аудио версия будут не более чем двумя первыми буквами.
Аудио-книга это просто новая форма старого проекта. А это всегда интересно.