Интервью с Владом Коппом – (от 21/03/2002) – человек который является основателем и ведущим популярной радиопередачи – «Модель для сборки» (МДС, MDS).
Помните эти детские ощущения, когда бабушка или мама, словом кто-то читал на ночь сказки, а мы, лежа под одеялом, трепетали от удовольствия и любопытства? А потом мы повзрослели и остались без сказок и сказочников. Но не на долго. Однажды, из не выключенного на ночь приемника, как волшебный ручей потек чей-то бархатный, приятный голос и с этого дня мы каждый раз ждали, когда в эфире снова появится Влад Копп , этот Оле-Лукойе для взрослых, и снова будет читать чьи-то удивительные рассказы.
-Знает ли он о том, что для многих он стал камертоном хорошего вкуса, носителем культуры?
Влад Копп : Честно говоря, я никогда не заморачивался на эту тему, потому что я делаю то, что я не могу не делать. Когда я прочитываю хорошее произведение, которое во мне что-то пробуждает, мне хочется этим поделиться с другими.
– Ты можешь припомнить с чего началась твоя карьера чтеца?
Влад Копп : Началось все в детском саду, когда воспитательница, решив заняться какими-то своими делами, дала мне книжку, посадила перед группой и сказала: “Почитай”. Вот с тех пор и читаю! Потом все это было дополнено театральным образованием: я закончил Щепкинское училище, по классу актерского мастерства. Но в театрах сыграть так не довелось. Вообще-то, заканчивая училище, я не очень представлял свое ближайшее будущее, но получилось так, что буквально через полгода я попал на БИЗ ТВ, работавшем на телеканале “2х2”. Первое прослушивание мы проходили вместе с Туттой Ларсен. Тогда мне сказали: “Вот тебе текст, у тебя есть два часа на подготовку, а потом прямой эфир”. Было страшно, коленки дрожали. Но наши ночные музыкальные новости, которые выходили в два часа ночи, были первыми в таком роде. Кроме “2х2” в это время не работало ничего вообще. Потом была “Станция”. Правда, одно время она существовала параллельно с телевидением, что, собственно и сейчас происходит. Но сейчас радиоэфир на “Серебряном дожде” у нас только час в неделю. – Насколько я понимаю, программа на МУЗ ТВ “Элементы – Модель для сборки “, это продолжения программы, появившейся когда-то на “Станции”?
– Кто, кстати, придумал это название?
Влад Копп : Название предложено моим партнером ди-джеем Инкогнито, с которым мы вместе и работали около 7 лет. Думаю, что это отголосок Кортасара, потому что именно у него есть книга “62. Модель для сборки “. Мои первые ассоциации были связаны со сборными моделями самолетов и т.д., которыми я увлекался в детстве. Название стало близко сразу и альтернативных названий даже не рассматривалось. С некоторых пор я веду “Элементы” на МУЗ ТВ, куда меня пригласили.
– Работа на телевидение сильно отличается от работы на радио?
Влад Копп : Разница, конечно, есть. Но я по-прежнему не показываю лица, а нахожусь в том же состоянии, что и на радио. Я закадровым голосом читаю текст, а в этот момент на экране показывают ди-джея, который стоит в студии и занимается своим привычным делом. На телевидении произведение целиком читать сложно, поскольку “экран” предполагает какой-то интерактив, действие. Начальство с опаской вначале относилось к этому проекту, потому что было неясно, как люди отреагируют на такое сочетание суперсовременной музыки и закаменелой классики. Поэтому в “Элементах” мы ограничиваемся либо стихами, либо небольшими рассказиками, афоризмами, высказываниями великих людей. Процесс отбора литературы проходит очень просто: я много читаю, смотрю по сторонам. Когда прихожу в гости, начинаю изучать книжные полки.
– Приходилось ли тебе играть судьбоносную роль в чьей-то жизни. Вот прочитал ты чье-то произведение, и человек на следующий день проснулся знаменитым?
Влад Копп : Честно говоря я не слежу за этим. Был всего один единственный раз, когда довелось столкнуться с автором рассказов “Встречный огонь” и “Ежедневник”. Она мне позвонила однажды на “Станцию” за 10-15 минут до эфира и, сказав, что слышала, что ее рассказы читали, попросила передать кассету с записью. Если это пошло на пользу – дай Бог! Но обычно я просто читаю понравившееся мне произведение, мне никто не навязывает. Пелевин стал модным сам по себе. Как мы на это повлияли? Наверное, как-то повлияли. Когда книги только выходили в Вагриусе, издательство находилось в соседнем с нами здании и я заходил туда, брал свежеизданную книжку и с удовольствием читал ее по радио. А после этого было такое количество переизданий Пелевина! Или, скажем, Михаил Успенский, со своими “Похождениями Жихаря”! Люди обмениваются недостающими частями, ищут записи. Упомнить все книги невозможно, но если даже прикинуть, сколько эфиров у нас было за 7 лет, цифра получится просто астрономическая.
– Прочитав такое огромное количество книг, не возникало желания самому заняться писательством?
Влад Копп : Пока нет. Это слишком ответственный процесс. Для этого нужно определенное состояние, что-то должно внутри родиться. Нет! Пока я выступаю посредником между писателем и несостоявшимся читателем – пусть он хотя бы слушателем станет!